Церковь Живоначальной Троицы в Останкино

Церковь Живоначальной Троицы в Останкино.
Фотография из книги «Подмосковные»,
выпущенной в 1914 г.


Церковь Живоначальной Троицы в Останкино представляет необычайный интерес с архитектурной точки зрения. Построенная крепостным мастером П.С. Потехиным, она представляет собой великолепный образец русского церковного зодчества 17 века, еще свободного от подавляющего влияния украинских и западных форм.

Изюминкой этого изящного пятиглавого здания являются стены, которых практически не видно под богатейшим декоративным убранством. Каких только деталей здесь нет – это и пояса-карнизы, различные колонки, валики, кокошники. Кроме этого при строительстве был применен белый камень, впоследствии широко используемый в отделке зданий «московского (нарышкинского) барокко».

Особого внимания заслуживают и купола этой церкви. Чтобы придать своеобразия зданию, Потехин намеренно увеличил пучину глав, уменьшив при этом ширину их оснований (барабанов). За счет этого храм выглядит очень нетрадиционно.

Почти век спустя архитектор Н. Султанов пристроил к зданию церкви колокольню. Чтобы композиция выглядела единым целым, зодчий постарался сохранить все особенности стиля старого мастера. И ему это замечательно удалось.

Иконостас церкви Троицы Живоначальной в Останкине интересен тем, что состоит из девяти ярусов, рамки на иконах оформлены сквозной высокой золоченой резьбой; колонки, перехваченные на треть от основания барочным кольцом, витые или обвитые резными виноградными лозами. Внешне и по звучанию иконостас в целом походит на орган.

Летом 1866 года граф Дмитрий Шереметев привозил в Останкино чудотворный образ — Иверская икона Божией Матери. В храме была отслужена литургия, затем крестный ход с чудотворной иконой проследовал во дворец, где был отслужен водосвятный молебен. В тот же день, к вечеру икона была возвращена в Москву.